Ребёнок и  дисциплина

Ребёнок и дисциплина

0 675

    Как приучить ребёнка к дисциплине, нужно ли это вообще?

    Современные родители, помня свой негативный опыт  детства, стремятся не повторять ошибок своих родных и хотят воспитывать ребёнка самым правильным из всех возможных способов. Они  ищут ответы на важные вопросы повсюду и часто под влиянием рекомендаций психологов-дилетантов из соцсетей бросаются из крайности в крайность. И действительно, некоторые  «специалисты» настаивают  на том, что ребёнка с самого маленького возраста надо муштровать, а кое-кто считает, что детям можно разрешать все, то есть пропагандируют «свободное воспитание». Оба варианта приводят к плачевным результатам.

    В первом случае ребёнок вырастает ограниченным и несамостоятельным,  в другом — он просто подвергается  опасности. Представьте себе, не всем нравится, когда  чужой ребёнок нарушает порядок в общественных местах, а вы не всегда будете рядом... Прежде чем выбрать методы воспитания, почитайте специальную литературу. В случае необходимости обратитесь за помощью к профессионалу. А мы лишь дадим несколько советов.

    Прежде всего, нужно  не только знать основные постулаты  детской психологии  и педагогики, но и не забывать о менталитете, особенностях социального устройства, семейных традициях нашего народа.  Перенимать опыт зарубежных педагогов необходимо с умом и дозированно. Что такое дисциплина? Это поведенческая модель человека, направленная на действия, соответствующие закону и правилам, установленным в обществе.

     Нужны ли эти правила? Безусловно. Ведь без них сосуществование людей было бы просто невозможно. Так что необходимо сформировать такую поведенческую модель,  которая поможет ребёнку адаптироваться в социуме, быть его полезным членом и  жить счастливо.

    Итак, в каком возрасте начинать? Помните: «ребёнка нужно воспитывать, когда он ещё лежит поперек кровати»? Да, малыш родился — и процесс формирования личности начался...  Но  как действовать в определенном возрасте? С этим нужно разобраться.

    В разном возрасте требования к ребёнку и способы влияния на него отличаются.

1.       Требовать от  2-летнего ребёнка беспрекословного соблюдения строгих правил и наказывать его за их невыполнение бесполезно.  Малыш еще многого  просто не понимает. Вы должны внимательно наблюдать за ребёнком, предупреждать его нежелательные действия и спокойно, мягко, но настойчиво объяснять, чем вы недовольны и почему так делать нельзя. Постепенно и ненавязчиво вы таким образом уже формируете модель поведения.  Главное, ваши запреты и требования должны быть постоянными и одинаковыми со стороны всех членов семьи. И ни в коем случае  они не могут зависеть от вашего настроения. Если вы что-то запрещаете, запрещайте всегда!

2.       В возрасте 5-6 лет ребёнок уже способен в определенной степени контролировать свое поведение. Однако не следует забывать, что оценивание пятилетним малышом некоторых  поступков может существенно отличаться от вашего мнения по этому поводу. Ребёнок иногда просто не понимает очевидных, с точки зрения взрослых,  вещей. Скажем, ваше обручальное кольцо может иметь в глазах ребёнка гораздо меньшую  ценность, чем игрушка подруги, и ваша дочка может быть уверена, что осуществила выгодный обмен! Соответственно, наказание за такое «преступление» ребёнок воспримет как несправедливость. Следовательно, сначала надо донести до его сознания несколько четких правил, которые нужно соблюдать (например, никогда не брать ваши вещи без разрешения), и объяснить,  какие последствия ждут ребёнка в случае ослушания. Тогда и наказание не будет непредсказуемым.

3.     При воспитании подростка более важен не  контроль поведения, а формирование  привычки самостоятельно соблюдать дисциплину. Подросток должен осознать   необходимость и целесообразность правил, а также то, что их нарушение вызовет не наказание, а определенные последствия.  (Не подготовил вечером одежду  ― утром опоздал в школу; сломал  ценную вещь ― лишился её). Иначе ребёнок будет либо бездумно выполнять приказы  (ваши или чьи-либо, что является опасным), либо нарушать все возможные  правила, оставшись без  контроля, лишь бы только доказать свою самостоятельность.

Следует помнить:  ребёнок ничего не делает назло, даже если со стороны кажется, что он шкодит специально.  Если же такое все же случается, необходимо задуматься: возможно,  какие-то важные потребности ребёнка не удовлетворяются и он демонстрирует нежелательное поведение, чтобы привлечь ваше внимание!

Быть родителями — это не только счастье, это и огромная ответственность за будущее ребёнка, его благополучие, физическое и психическое здоровье. Главным принципом вмешательства должен быть принцип «Не навреди!». Забота, любовь и внимание к ребёнку помогут вам в нелегком родительском труде! Счастья вам!

 

8 Апреля, 2021

Другие статьи

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях карантина
0 757

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях карантина

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях карантинаНовый режим дня, нов..

4 Марта, 2021
Половое воспитание. Поговорим на деликатную тему!
0 1505

Половое воспитание. Поговорим на деликатную тему!

Тема полового воспитания всегда актуальна, а для детей с нарушениями интеллектуального развития особ..

15 Марта, 2021

Комментарии (0)

Ваш комментарий будет первым

Рекомендуем